Сенсорная интеграция
Люди - часть окружающего мира, мы в нем существуем, постоянно взаимодействуя с окружающей средой.
Нервная система ребенка получает и обрабатывает информацию от органов чувств.
Этот процесс называется сенсорной интеграцией.
Именно сенсорная интеграция позволяет человеку правильно воспринимать окружающую среду - слышать, видеть, чувствовать, приспосабливаться и развиваться.
Ведь вся информация приходит в мозг из окружающего мира через органы чувств (слух, зрение, вкусовые рецепторы, тактильную и болевую чувствительность и т.д.)
Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг получает искаженную информацию от рецепторов или неправильно ее воспринимает. В результате нарушается правильное развитие ребенка.
НАПРИМЕР:
Некоторые дети могут быть сверхчувствительными к обычным вещам: некоторые звуки его раздражают. Одного ребенка раздражает детский плач, и даже очень тихий плач может вызвать ответный крик у ребенка и желание заткнуть уши, другой ребенок боится шуршащих пластиковых пакетов (ему страшно, этот звук возбуждает и раздражает его).
Вы обращали внимание, что порой, слушая собеседника, вы перестаете замечать фоновые шумы. Ваш мозг в этот момент настраивается только на восприятие речи, и как бы отключается от всех остальных звуков. Все ваше внимание в таком случае сосредоточено на том — что вам говорят.
Почему многие дети с аутизмом слышат звуки, но не обращают внимания на речь? Проблема как раз в нарушении сенсорной интеграции
Дело в том, что у многих детей с аутизмом возникает так называемая сенсорная перегрузка: слух у ребенка сохранен, но он слышит все звуки окружающей среды одновременно громко (шум машин, крики детей на детской площадке, работающий вентилятор, тикающие часы ….). Весь этот шум сливается в какофонию звуков, возбуждает и раздражает ребенка. Его мозг не может выделить человеческую речь из этого постоянного шума окружающей среды и сосредоточиться на ней. В тяжелых случаях у ребенка будут выражены аутистические проявления с полным «игнорированием» человеческой речи, а в легких случаях возможно нарушение концентрации внимания.
В тяжелых случаях у детей с аутизмом с нарушенной сенсорной интеграцией так же нарушено зрительное восприятие — ребенок видит, но не понимает и не осознает, что он видит. В таком случае у ребенка «стеклянный» взгляд, он не смотрит четко на предметы, не смотрит в глаза, хотя зрение у него сохранено. Зрительная функция очень важна для раннего развития ребенка. Ведь 80 % информации малыши усваивают с помощью зрительной функции. Важно не просто видеть, важно понимать, что ты видишь. Иначе весь мир превращается в красивую движущуюся картинку - как бессмысленный клип иностранного исполнителя, который не несет никакой смысловой нагрузки.
Ребенок с нарушенной чувствительностью может избегать ласковых прикосновений (поглаживание раздражает его и даже воспринимается как боль), но этот же ребенок может быть не чувствителен к реально болезненным ощущениям (шлепать его бесполезно), либо он кусает себе руку до крови и не испытывает боли.
Если у ребенка нарушена глубокая суставная чувствительность (проприорецепторы) то мозг ребенка не достаточно четко понимает, где в этот момент времени находятся его руки и ноги (нарушение глубокой чувствительности). И на вид это выглядит как неловкость, неуклюжесть или даже нарушение координации.
Дети с аутистическим спектром часто испытывают проблемы с питанием. Например, пьют сок только из желтых стаканчиков, или едят только красные продукты. При нарушении вкусового восприятия ребенок ест только определенные продукты и отказывается употреблять новые.
Дети с нарушенной сенсорной интеграцией плохо переносят любые перемены – новые места, новая мебель, новая одежда, перемены в правилах поведения приводят к стрессу.
Важно интегрировать ребенка в окружающий мир — научить его мозг правильно воспринимать и оценивать сигналы от рецепторов (зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных, болевых). То есть восстановить нарушенное восприятие окружающего мира. Для этого и нужны занятия по сенсорной интеграции.
Занятия по сенсорной интеграции проводит детский психолог с помощью сенсорной терапии в специально оборудованном помещении в игровой форме.
Например, чтобы восстановить тактильную чувствительность ребенку предлагают занятия с различными текстурами (пластилином, гидрогелем, кинестетическим песком, крупами).
Для снятия повышенной тревожности и невротизации применяют:
воссоздание комфортной внутриутробной среды с нахождением ребенка в специальном мешке, так же применяют техники глубокого давления на кожные рецепторы с применением утяжеленных одеял.
Для осознания собственного тела и восстановления глубокой суставной чувствительности проводят специальные упражнения в сенсорно-спортивном комплексе.
И это лишь малая часть занятий, которые детский психолог подбирает индивидуально каждому ребенку с нарушенной сенсорной интеграцией.
Для восстановления правильного восприятия и осознания окружающего мира занятия по сенсорной интеграции необходимо проводить во время курса микротоковой рефлексотерапии, улучшающей работу головного мозга. Более подробную информацию о сенсорной интеграции для детей Вы можете получить по телефону 8-927-200-92-17.
Лечение нарушения сенсорной интеграции проводится в Самаре в отделение №1.
Все страницы сайта www.reacenter.ru, включая текстовую, графическую и видео информацию, структуру и оформление страниц, защищены российскими и международными законами и соглашениями об охране авторских прав и интеллектуальной собственности (статьи 1259 и 1260 главы 70 "Авторское право" Гражданского Кодекса ...
Копирование любых текстовых и графических материалов c сайта запрещено!
- Комплексная реабилитация
г. Москва, Останкинский, ул. Хованская, д.6 (м. ВДНХ)
Для решения вопроса - есть ли возможность улучшить состояние ВАШЕГО ребенка, ВЫ можете получить консультацию зав.отделением по телефону.
Как оплатить лечение ребенка в «Реацентре» через благотворительный фонд? Информация для родителей детей-инвалидов, детей сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей.
БАК (биоакустическая коррекция головного мозга)