Задержка психоречевого развития (ЗПРР)


Нормальное психоречевогое развитие необходимо ребенку чтобы вступать в контакт, набирать кругозор, общаться со сверстниками и обучаться в школе.

Поэтому для родителей важно знать нормы психоречевого развития, чтобы во время заметить и откорректировать отставание.

В 1 год ребенок говорит 10-20 простых слов или слов обозначений
(мама, баба, дать, пить, упал, ням-ням, ав-ав и др.)
В 2 года ребенок начинает соединять слова в 2хсложные фразы, словарный запас минимум 50 слов.  Обращается с просьбами (хочу пить, дай банан, идем спать).
До 2х лет у некоторых детей речевое развитие может задерживаться.

НО если к 3 годам ребенок так и не заговорил и отстает в развитии от сверстников, то ему необходимо помочь развиваться правильно.

Задержка пихоречевого развития включает в себя:
• задержку развития речи
• задержку психического развития
• задержку формирования навыков самообслуживания

В НОРМЕ  в 3 летнем возрасте:
• Речь ребенка понятна окружающим людям
• Разговаривая, ребенок применяет разные части речи:
  глаголы, существительные, прилагательные
• Строит фразы и предложения из 3-4х слов
• Активный словарь составляет до 500 слова
• Сам задает вопросы: Кто? Куда? Где? Зачем?
• Применяет местоимения: ты,я,мы,мое
• Знает имена родителей, сестер и братьев
• Называет свой пол
• Понимает обращенную к нему речь
• Слушает книги, когда ему их читают
• Отвечает на вопросы
• Выполняет просьбы из двух частей
(иди на кухню и принеси полотенце)
• Понимает что хочет в туалет и проситься на горшок
• Сам может одеться и раздеться
• Может разделить предметы по цветам
(клубника — красная, огурец - зеленый)
• Знает и показывает части тела
• Называет большинство бытовых преджметов
(стол, стул, кровать, кастрюля, тарелка)
• В игре есть сюжетно-ролевой компонент
• Вступает в контакт с детьми и играет с ними

Некоторые навыки могут отсутствовать потому, что его просто НЕ НАУЧИЛИ:
Например ребенок не ест сам, потому что мама все время кормит его с ложки.

Но если ребенок в возрасте 3х лет:
НЕ говорит, строит фразы и предложения
НЕ отзывается на свое имя
НЕ понимает обращенную к нему речь
НЕ выполняет задания и просьбы
НЕ может ответить на вопросы
НЕ может сам кушать и одеваться
НЕ просится в туалет

это признаки  ЗАДЕРЖКИ  ПСИХОРЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ

Причины задержки развития чаще всего кроются в повреждении нервной системы  во время беременности и родов:
• Хроническая фетоплацентарная недостаточность
• хроническая гипоксия (кислородное голодание)
• хроническая внутриутробная инфекция (герпетическая, цитомегаловирусная и др.)
• недоношенность
• длительный безводный период
• тяжелые роды
• экстренное кесарево сечение
• двойное или тройное обвитие пуповиной
• асфиксия в родах
• при рождении ребенок сам не закричал
• оказывалась помощь в отделениии неонатологии и др.

В таком случае могли пострадать как сами речевые зоны, расположенные в коре так и проводящие пути которые соединяют разные отделы мозга (белое вещество). Центральная нервная система ребенка обладает высокой нейропластичнотью. И функцию поврежденных нервных клеток могут брать на себя клетки ближайших областей коры.




 
ВАЖНО
Возраст с 3х до 5и лет  - это окно возможностей для восстановления психо-речевого развития,
которое связано
• с возможностью формирования дополнительных связей между пострадавшими зонами
• высокой активностью дендритного ветвления (образование новых отростков у непострадавших нейронов)
• временем высокой активации речевых зон (именно в этом возрасте речь резко набирается и усложняется ) то есть зоны мозга в этот период активны и восприимчивы к лечебной и педагогической коррекции.
• высокой ответной реакцией мозга на рефлекторное физиологичное воздейсвие.

Если этим золотым временем не воспользоваться и ребенок не догонит сверстников к 5 годам,
то невролог направит ребенка к психиатру. Тот поставит ребенка на диспасерный учет сначала
с диагнозом ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, а если не удастся скомпенсировать задержку, то диагноз заменят на УО (умственную отсталость) и направят ребенка обучаться в СПЕЦ-ШКОЛУ.

Восстановить правильную работу различных зон головного мозга помогает
уникальный метод лечения  - Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ).



Микротоковая рефлексотерапия была разработана в Самарском Реацентре
под руководством доктора медицинских наук Гавриловой Татьяны Алексеевны
Ведущего детского невролга Федеральной сети клиник «Реацентр».

В 2010 году Минздрав РФ выдал «Самарскому Реацентру» РАЗРЕШЕНИЕ на применение  Микротоковой рефлексотерпии  у детей с задержками развития.
Именно по этой причитне МТРТ применяется только в отделениях Реацентра
(42 отделения в России, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Тажикистане).


Микротоковая рефлексотерапия при ЗПРР проводится по ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СХЕМЕ
коорая позволяет ВЫБОРОЧНО активизировать

РЕЧЕВЫЕ ЗОНЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА отвечающие за речевое развитие:
• зона Брока — за активный словарный запас и речевую инициативу
• зона Вернике — за пассивный словарный запас и понимание обращенной речи
• зона моторной речи  - которая отвечает непостредственно за произношение и дикцию
• зоны которые отвечают за диалоговую речь, построение фраз и предложений.

ПРЕФРОНТАЛЬНУЮ КОРУ (ЛОБНЫЕ ДОЛИ) ГОЛОВНОГО МОЗГА, она отвечает за
• осознанное поведение, логическое мышление
• за развитие навыков самообслуживания
(самостоятельно есть и ходить в туалет, одеваться-раздеваться, чистить зубы и пр.)
• за развитие игровой деятельности
• за развитие эмоциональной сферы
Если у ребенка отмечается возбуждение центральной нервной системы, то во время проведения МТРТ проводится  дополнительное седативное воздействие для уменьшения
• гиперактивности
• агрессии и самоагрессии
• снижения истерических проявлений
• улучшения сна.

Смотрите видео с динамикой у детей с ЗПРР:



По желанию родителей каждому ребенку подбирается ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ комплекс коррекционных занятий.  Лечение проводится под контролем ЭЭГ.


Запись на консультацию и лечение по т. 8 (846) 990-06-06
НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Выберите город: